arcticle-009.jpg

Современная городская среда

"Жизнь налаживается только при согласовании двух противоположных принципов,

управляющих человеческой личностью: индивидуального и коллективного...

План хорош только в том случае, если он обеспечивает плодотворное сотрудничество

людей при максимальном сохранении их индивидуальной свободы".

Ле Корбюзье. Афинская хартия

Строительство нового здания в существующей городской застройке - проблема, которая возникает в первую очередь перед архитектором еще на этапе проектных работ. Любой город когда-то рождается, развивается, обретает свое лицо, характер. Оказывается, что уже есть сложившаяся инфраструктура, окружающая застройка, стилистика, правила муниципалитета и требования заказчика – настоящий Гордиев узел, который нужно распутать. Возможно, иногда проще было бы построить город на новом месте, с нуля.

В некоторых городах эту проблему проще решать, когда они четко разделены на районы: есть историческая часть, есть специализированные кварталы (студ. городок, бизнес-центр, мед. городок, спальные районы и т.п.). В других, особенно древних, такого разделения нет, а наоборот все запутано, соседство пром. зон с жилыми кварталами, уплотненная застройка, стилистическое "безобразие", запутанная сеть инфраструктуры дорог, электросетей и пр. К счастью, и у нас в стране есть удачные примеры решения этих сложных задач.

Москва, Бутиковский переулок, Copper House. Это шестиэтажный жилой комплекс - работа известного московского архитектора Сергея Скуратова. Отличный пример смелого эксперимента и чувства меры. Фасады дома отделаны листами патинированной меди, материала который ассоциируется с образцами художественно-монументального творчества прежних эпох: уличная бронзовая скульптура, фонари, гигантские купола и шпили храмов старой Европы. Светло, темно-зеленая патина придает шарм старины, величественности, славы. В таком контексте использование этого материала ненавязчиво указывает на престижность проживания в этом доме.

В отделке фасада также автор использует стеклянные поверхности, которые наклонены относительно определенной оси. Они создают ощущение живости и легкости. Это своего рода игра не столько с городской застройкой, сколько с природными стихиями: Солнцем, светом, ветрами. В то же время такое использование стекла придает зданию современный облик.

На этом автор не останавливается. Он продолжает экспериментировать с ассиметричностью окон, создает эффект нависания одной из секций комплекса над пешеходным проходом, применяет в отделке фасада другие материалы с иной текстурой, цветом. В результате столь удивительного сочетания разных материалов, высокого качества выполнения и сдержанности форм удалось органично вписать новое здание в имеющуюся застройку, благодаря чему этот комплекс не оставляет равнодушными самых разных людей, что подтверждено многочисленными наградами.

Москва, Новоданиловская набережная 10, "Даниловский форт" - еще один пример удачного решения задачи создания нового здания в уже имеющейся городской застройке. Архитектор – Сергей Скуратов. Назначение – деловой центр. В отличие от вышеупомянутого случая, где среди имеющейся застройки необходимо было разместить компактно жилой комплекс, тут стояла иная задача – создать большой деловой центр вдоль речной береговой линии. Если продолжить сравнение, мы увидим, что автор использует разные инструменты для создания выразительности. В первом случае очень много внимания уделено отделочным материалам фасада. В "Даниловском форте" идет "игра формами" – отличный пример сочетания категорий пространства, функционального содержания и исторической темы (которая отражена в названии здания).

Как отмечают сами москвичи, у них не так много зданий, которые располагались бы вдоль набережной и гармонично сочетались бы с этим открытым пространством. В большинстве случаев река отделена от застройки оживленными автодорогами. Несмотря на то, что этот бизнес центр тоже отделен от реки дорогой, Сергей Скуратов примирил категории места и здания. У "Даниловского форта" отчетливо видна горизонтальная направленность как продолжение береговой линии. Первый этаж имеет ленточное остекление, кажется, что здание не касается земли. Можно провести параллели Стекло-Вода, Кирпич-Берег. Автор также предусмотрел площадки в виде консолей, которые находятся выше уровня деревьев, откуда без сомнения открывается отличный вид на реку и город. Ленточное остекление конференц-зала сделано специально, чтобы произвести приятное впечатление на деловых партнеров и гостей при проведении переговоров.

Форт – это укрепление, находящееся перед крепостью. Это могут быть, например, башни перед входом в бухту, никогда не существовавшую ранее, но возникшую на берегу реки Москвы. Тема крепости, укреплений находит отражение в материале, из которого построено здание – кирпиче, как стены Московского Кремля, монастырей, в том числе Даниловского. Слегка вогнутые формы фасада здания вызывают множество ассоциаций! Например, с наклонами башен старой крепости и изгибами бортов корабля. Автор вдохнул жизнь в молчаливый камень, как будто чуть отклонившийся, удивившись открывшемуся виду.

По преданию, человек, который распутает Гордиев узел, подчинит себе весь Мир. В наши дни архитекторы, которым удается грамотно решить весь комплекс задач, связанных с городской застройкой, действительно получают признание, их работы становятся известны во всем Мире. Так что в переносном смысле – они действительно покоряют Мир…

Материал подготовил Владимир Грязнов

  • +7 904 984 41 41
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соц. сетях: