arcticle-004.jpg

Заметки по современной архитектуре Астаны

"…как жаль, что порою в жизни все

зависит от доминант…"

Елена Ваенга

То, что мне удалось увидеть в Астане, чрезвычайно интересно и неоднозначно. Новый город – это символ нового Казахстана, здесь находится его административный и экономический центр. Именно здесь, на пустынном берегу Ишима, где еще лет 10 назад ничего и не было.

Наверное, в который раз повторюсь, но все, что сделано человеком, есть проекция его мыслей, переживаний и даже состояния души. Казахстан – молодое, амбициозное государство. Свое настоящее он связывает не с недавним советским прошлым, а с Империей Чингизидов, с кочевниками-туранцами, жившими на бескрайних степных просторах. Казахстан – сердце Евразии "Heartland". В его современной архитектуре обязательно находят отражения мотивы юрт, национальные узоры, а также элементы воинственности и лидерства. Эти процессы мне, стороннему наблюдателю, напоминают времена Революционного Советского государства конца 1920-х начала 1940-х годов. Тогда мы вместе тоже строили новое государство в прямом и переносном смысле. Знания архитектора и инженера были востребованы. В крупных центрах (Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве) складывалась советская революционная архитектура, поддерживающая идеи коммунистов.

В случае с современным Казахстаном все несколько иначе, но идеология играет решающую роль. Можно даже провести параллель, что советское руководство тех далеких лет обратилось к немецкой экспериментальной архитектуре школы Бау-Хауз, а современное руководство молодой республики применяет модные сегодня достижения западной архитектуре, в том числе и к английской школе. Оба эксперимента интересны и, по-моему мнению, удачны.

Астана сегодня - это хорошие дороги. Город разделен рекой Ишим на две части: левую (деловой, современный центр) и правую (так называемый "Старый город", добротный из советского прошлого с современными сооружениями). В нем есть университетский городок, мед. Городок, автобазар, спорт городок, ресторанный райончик - локализованные специализированные участки.

1. Планировка Новой Астаны – идея сильной, регулярной вертикали власти.

Общие впечатления: все удобно и понятно. Широкие автодороги на 4 – 6 полос движения. Пробки видел только утром. Как мне сказал таксист, это не пробки, это "крышечки"))) Просторная пешеходная зона, обязательное озеленение и освещение.

Город, точнее его улицы, ориентированы по частям света. Развитие от Шатыр-Хана, современного ТРЦ (западный конец), эдакого цивилизованного базара, через арку нефтяных компаний, мимо министерств, деловых и развлекательных центров к зданиям высшего руководства страны и, в заключение, к Дому Мира и Согласия (восточный конец). Первые и последний объекты – проекты известного английского архитектора Нормана Фостера. В центре - башня Астаны (гиперболоид), где хранятся два артефакта, символы нового государства: отпечаток ладони президента и некий цветок религиозного мира.

2. Высотки – признак динамики, как столбцы графика трендов в презентации экономиста. Думаю, что здесь не нужно много говорить, можно просто смотреть. Постараюсь хотя бы назначение их найти. Уверен, правильней свои мысли привязать к конкретным фотографиям. Хотел бы обратить внимание на вершины/навершия этих архитектурных доминант (если таковые есть). Они то напоминают буддийские ступы, то острые копья, то традиционные головные уборы этих мест.

Отдельно хочу отметить лишь Хан Шатыр как наиболее неформатное здание. Когда вижу работы Фостера, у меня часто возникают в голове конструкции и чертежи Владимира Шухова. Помните шуховские инновационные для своего времени проекты шатров? Он предложил конструкции шатров из легких металлоконструкций, которые позволили бы заменить тряпичные/брезентовые шатры на более долговечные, и значительно увеличить площадь кровли и пролетов. Такие конструкции он предполагал использовать для цехов, выставочных залов, театров и пр. нужд, что и было воплощено в цехах завода Бари и выставочных павильонах Нижегородской промышленной ярмарки.

Для Астаны, шатер безусловно уместен, т.к. напоминает формами юрту, отражает национальные черты. Размеры его впечатляют, внутри разместился ТРЦ этажа в три, аквапарк и кинотеатр. Три массивных опоры сходятся под самым сводом, от них расходятся ванты из легких металлоконструкций. Весь шатер покрыт прозрачным материалом, напоминающим что-то типа толстого прочного полимера. Внутри много света, уютно, достаточно просторно, комфортно.

3. Национальные черты и малые архитектурные формы.

Тоже нужно видеть, словами по листу растекаться не имеет никакого смысла. Но все же… В Астане в малых архитектурных формах и декоре зданий в первую очередь отражены национальные черты. Но тут надо хорошо знать их современную мифологию, чтобы правильно все понять и истолковать. Вот голуби могут запросто быть связаны с идеей о том, что Ноев Ковчег проплывал над территорией Казахстана, и поэтому эта земля Священна. Что значит женщина с мечом на огромном быке, я не знаю. В моей голове возник, конечно, миф о похищении Европы Зевсом в образе быка. Но, простите, это совсем другая история, и здесь, в Азии, ей не место… Много скульптур буйных коней, которых здесь любят и живых и вареных, оленей, барсов, баранов, верблюдов, часто внушительных размеров (на меня они произвели впечатление степной вольности, удали и местами дикости). Зато скульптуры обнаженных людей зачастую очень изящные, я бы даже сказал, худощавые, вызвали у меня некоторую жалость и иронию.

Материал подготовил Владимир Грязнов

  • +7 904 984 41 41
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соц. сетях: